Замена масла в автоматической коробке передач - один из наиболее важных элементов, влияющих на её ресурс. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в смазочной системе коробки. Взаимное соответствие конструкции коробки, условий её эксплуатации и свойств масла - одно из главных условий достижения высокой надежности.
Одним из основных свойств "коробочного" масла является его вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры при максимальной нагрузке летом). Буква W перед цифрой означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter – зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100 °C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях. Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Чем больше число, входящее в обозначение класса, тем выше вязкость масел, относящихся к нему. Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает на минимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй - определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С. Методы испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и масляный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения.
Часто на этикетке канистры с маслом присутствует температура застывания масла, полученная в результате лабораторного теста и являющаяся температурой, при которой масло практически полностью теряет текучесть (превращается в солидол). Наиболее важной в выборе зимнего масла является температура, при которой масло густеет настолько, что уже не может быть прокачено штатной системой смазки двигателя. Этот показатель прямо не указывается на канистре, он зашифрован в классе вязкости по SAE.
Как часто заменять масло в коробке передач?
Однозначного ответа для всех автомобилей и автовладельцев нет. Существует рекомендованный производителем интервал замены, который не учитывает многие факторы, уменьшающие срок службы масла. Замена масла в автоматической коробке передач зависит от качества топлива и расходных материалов, сезона и режима эксплуатации. Существуют «тяжелые условия» эксплуатации автомобиля, при которых замена масла в коробке передач должна производиться чаще:
- поездки на короткие расстояния на непрогретой до рабочей температуры коробке, редкое использование автомобиля, долгие перерывы в эксплуатации способствуют образованию конденсата, который, смешиваясь с продуктами работы коробки передач, превращается в кислоту, разъедающую её изнутри;
- буксирование прицепа, постоянная езда на загруженном автомобиле и по глубокому снегу повышают нагрузку на агрегаты трансмиссии и двигатель, которая приводит к преждевременному окислению масла;
- частые остановки на светофорах и последующие старты усиливают нагрузку на коробку передач и дополнительно нагревают масло;
- поездки по запылённой местности так же вызывают усиленное загрязнение масла;
Поэтому, рекомендованный автопроизводителем период замены масла в коробке передач, рассчитанный для среднестатистических условий эксплуатации двигателя, необходимо уменьшать до 6-8 тысяч километров.